Google+ Twitter ВКонтакте Facebook Живой Журнал Instagram
 
ФотоскалаИнтернет-журнал ФотоскалаОборудованиеТеатральный бинокль ‒ устройство, предназначение и отличия

Театральный бинокль ‒ устройство, предназначение и отличия

Бинокль ‒ это один из самых распространенных оптических приборов, который уже много столетий служит человеку, совершенствуя возможности глаз. Со времен появления первых увеличительных линз технологии шагнули вперед, и сейчас производители выпускают огромное количество типов, форм и разновидностей устройств, увеличивающих и приближающих объект к наблюдателю. Среди основных групп биноклей, к которым относятся астрономические, военные, морские, полевые, охотничьи и так далее, особняком стоят театральные. Вид этих биноклей весьма распространен.

 как выбрать театральный бинокль

Как понятно из названия, театральные бинокли предназначены для того, чтобы облегчить зрителю наблюдение за разнообразными мероприятиями, проходящими в удалении. Наряду со спектаклями это могут быть спортивные состязания (наблюдать за футбольным матчем на крупном стадионе лучше вооруженным глазом), масштабные концерты и прочие подобные события. При упоминании прибора воображение рисует его традиционный вид, известный многим ‒ изящные изогнутые линии, богатый декор, хрупкость и малый вес. Так было не сразу ‒ театральные бинокли, появившись как отдельный вид лишь в XVII веке, прошли немалый путь в своем развитии. 

История возникновения театрального бинокля

История возникновения театрального бинокля

Первоначально "развлекательная оптика" была громоздкой и несовершенной. По сути, она представляла собой упрощенные телескопы, ‒ то есть относительно небольшие монокуляры, богато украшенные эмалью, каменьями и прочей дорогостоящей отделкой. Они были больше экзотическим аксессуаром для скучающих богатых модниц, чем полезным прибором. Все изменилось во второй половине XVIII века, когда Кристофф Фохлэндер открыл первое предприятие по созданию точной оптики. Его венская компания стала одним из первых изготовителей биноклей для театра, и уже с начала XIX века они получили повсеместное распространение. Начиная с 1823 года, когда был создан первый из известных экземпляров подобной оптики, она стала популярной, несмотря на техническое несовершенство.

Бинокли были достаточно тяжелыми, и, чтобы с удобством держать их в руке, к корпусу приделывали ручку ‒ конструкция "лорнет" встречалась довольно часто. Сферические и хроматические искажения (эффект называют аберрацией) ухудшали качество изображения. Развиться театральным биноклям позволили два изобретения ‒ центральная фокусировка Пьера Лемьера и ахроматические линзы Эрнста Аббе. Первое позволило одновременно настраивать резкость для двух глаз, второе перевернуло мир оптики в целом. Вместе с бинокулярными призмами (авторства Аббе и Кенинга), это позволило повысить резкость и четкость без увеличения размеров прибора.

 какие бывают театральные бинокли

С тех пор компактные и легкие бинокли для театра, богато украшенные и декорированные, заняли свое место в повседневной жизни светского общества и богемы. Долгое время театральные бинокли так и оставались предметом роскоши. Известные французские фирмы Bautain Brevete, Lamaire и многие российские производители (Иоганн Мильк, Иван Урлауб) выпускали практически произведения искусства.

 раритетные театральные бинокли

Особенности устройства и ключевые параметры биноклей для театра

В первых (да и многих современных) театральных приборах не часто использовались призмы Аббе. Они, в основном, основывались на упрощенной галилеевской схеме линз «положительный собирающий объектив/отрицательный рассеивающий окуляр». Получаемое изображение не будет перевернутым, качество его невысоко из-за сильной хроматической аберрации. Отсутствие оптических деталей делает прибор легким и компактным, но существенно снижает функциональность.

В традиционных театральных биноклях используется фокусировка внутренне-центрального типа, осуществляемая проворачиванием маховика. Это неудобно, например, для людей с различной остротой зрения на каждом глазу. Кроме галилеевской системы, можно встретить и модели с раздельной фокусировкой, в которых используются призмы Roof/Порро. Это более совершенная оптика, которая относится к продвинутому классу приборов. 

На что следует обращать внимание при выборе театрального бинокля 

театральные бинокли как выбирать

Кратность. Так как покрываемое расстояние, как правило, невелико, увеличение варьируется в пределах 2-4х. Это, с одной стороны, дает четкость изображению, с другой ‒ не сужает поле зрения, которое для подобных наблюдений должно быть широким. Гораздо важнее охватить всю сцену целиком, чем изучать особенности грима актрисы. Также небольшая кратность минимизирует помехи от дрожания рук и шевеления.

Светосила и отсутствие искажения на краях. Поскольку во время спектакля или концерта в зале чаще всего темно, стоит подумать о качественном просветляющем покрытии, яркости, минимизации бликований. Желательно, чтобы показатель светосилы был не менее 3 (а лучше ‒ от 4,5). 

Диаметр объектива. Стоит обзавестись прибором с довольно крупными передними линзами ‒ например, 15-миллиметровой может не хватить, лучше начинать от 25-30 мм. 

Дистанция ближней фокусировки. Лучше, если она будет небольшой ‒ 1-3,5 метра ‒ так смотреть спектакль удобно и с галерки, и из первого ряда, подстроив» оптику под "характеристики" купленного билета. 

Размеры и вес. Основной внешний признак театрального бинокля ‒ его компактность, часто в совокупности с малым весом. Это естественно ‒ в дамской сумочке или кармане пиджака не поместится габаритная оптика, да она и не нужна. 

Большая часть развлекательной оптики отличается эстетичным декором: лаковое или эмалевое покрытие, вставки, яркие расцветки. Сейчас на рынке есть множество классических приборов с галилеевской системой. Современные технологии позволяют минимизировать традиционные для нее неудобства. Среди известных стоит упомянуть серию биноклей Levenhuk Broadway со стеклами с просветляющим покрытием, кратностью 3-4х и широким 100-метровым полем зрения. Сегодня производится множество подобных Opera Glass (марками Vixen, Veber и другими), но галилеевские бинокли ‒ лишь часть рыночного предложения.

 современные театральные бинокли

Современные компактные бинокли: альтернативное прочтение театральной оптики

Можно сделать шаг в сторону от классических приборов для развлекательных событий и расширить понятие. Сегодняшние модели компактных биноклей при малых размерах оснащаются качественной оптикой, а продвинутые технологии позволяют при этом минимизировать вес. Например, в последние десятилетия существенно улучшились призматические Roof-модели. Компактные представители наблюдательной оптики позволяют рассматривать не только спектакли ‒ их можно брать даже в горы, расширив таким образом сферу применения. В них часто встраиваются видеокамеры, подсветка, устанавливаются скошенные наглазники, предотвращающие засвечивание.

современные театральные бинокли

Нередко в компактных биноклях есть линзы с диаметром от 25 мм (это оптимальный для театральной оптики показатель); присутствует зуммирование (можно изменить кратность от 4 до 30х и подстраивать бинокль под особенности зала); они просты в использовании, имеют эффектный дизайн и так далее.

Интересные модели есть у Nikon ‒ линейка DSF состоит из компактных, маленьких (всего 65 гр), разноцветных экземпляров с увеличением 4х, дистанцией фокусировки от 1,2 м и регулирующимся межзрачковым расстоянием. В отличие от классических театральных биноклей, в данной серии используются призмы Roof. Они предназначены для развлекательных событий, но могут быть использованы и в туристических поездках. Также мощные (с кратностью от 8 до 24х), но компактные бинокли есть в сериях Aculon (призмы Порро), их производят марки Olympus (например, модель 8х21 RC II WP), Bushnell, тот же Levenhuk и другие.

как выбрать театральный бинокль

Безусловно, это не классические театральные модели, но для масштабных развлекательных мероприятий очень удобны. В любом случае, выбор всегда остается за будущим владельцем.